МОЯ МАМА ДРУЖИЛА С АНДРЕЕМ МИРОНОВЫМ...
«Артист - это тайна, - говорил Олег Даль. - Он должен делать свое темное дело и исчезать. В него не должны тыкать пальцем на улицах. Он должен только показывать свое лицо в работе, как Вертинский свою белую маску, что-то проделывать, а потом снимать эту маску, чтобы его не узнавали». Кажется, к герою нашего рассказа - большому русскому артисту Андрею Миронову (кстати, представителю того же, что и Даль поколения) эти слова не применимы совершенно. В воспоминаниях современников он остался человеком открытым, общительным, любимцем толпы, артистом обращающим на себя внимание прохожих на улицах. От этого он, как и Даль, как и Высоцкий (каждый на своем Полюсе)не перестал быть знаковой фигурой, гениальным актером, человеком блистательных и различных талантов. Мне повезло, моя мама - Ирина Константиновна Шаронина когда-то дружила с Андреем Александровичем, регулярно бывала на спектаклях театра Сатиры, и я, с детства привык долгими зимними вечерами слушать истории этого счастливого времени. Сегодня я хочу немного показать читателям «Театромании» Андрея Миронова глазами моей мамы.
В первый раз она увидела его на экране кинотеатра в фильме «Бриллиантовая рука». Увидела и влюбилась. По-настоящему и очень серьезно, ей даже казалось, что навсегда. Она буквально «заболела» Андреем Мироновым: думать и говорить о нем могла часами. Одну «Бриллиантовую руку» в те годы смотрела аж восемнадцать раз!
Она бегала по киоскам «Союзпечати», скупая его фотографии и журналы, посвященные ему. Много раз ходила и на другие фильмы с его участием, лишь бы только видеть своего кумира»! Мама следила за его жестами, мимикой, представляла его в жизни. Мечтала... На мальчишек-сверстников вообще не обращала внимания, - они казались слишком глупыми, и не очень красивыми. А потом, вдруг, решилась и написала ему письмо. Ответа ждала нетерпеливо, по несколько раз на дню заглядывая в почтовый ящик. Ящик был пуст - и, хотя не очень надеялась получить ответ, все равно расстраивалась... Но ответ пришел! Миронов ей написал! И не просто написал, а еще и прислал несколько фотоснимков с автографом, а потом - и приглашение в театр. Конечно, мама моя была на седьмом небе от счастья. И она поехала в Москву, в театр «Сатиры». Как готовилась к этому, как переживала предстоящую встречу с мечтой - не описать. И она не разочаровалась.
Потом, когда мама стала постарше и, соответственно, стала смотреть на мир попроще, между ними завязалась настоящая дружба. Мама пересмотрела почти все спектакли в театре «Сатиры» с участием Миронова, затаив дыхание, переживала вместе с его Фигаро и Дон-Жуаном («Безумный день, или женитьба Фигаро», «Дон-Жуан, или любовь к геометрии»), смеялась над Присыпкиным и Баяном («Клоп»), верила в идеалы революции вместе с Вишневским и Селистеном («У времени в плену», «Интервенция»). Мама считает, что для Андрея Миронова, каждый выход к зрителю равнялся пику вдохновения, озарения, даже наслаждения - всего того, без чего не случается творчества. Он так и пел: «Миг наступил бесценный, в этом вся жизнь моя - я выхожу на сцену:». В конце концов, важно не просто донести до ушей зрителя авторский текст, куда важнее другое - донести мысль (драматурга, режиссера, актера). Миронову «играючи и припеваючи» удавалось разбудить, растормошить ум зрителя, сыграть на потаенных струнах его души. И конечно, дело здесь было не в одной актерской технике, но в присутствии некой божественной искры, бесценного дара, что и называется талантом. Каждый спектакль Театра Сатиры того времени был явлением уникальным, явлением, умирающим в вечер своего рождения. Опускался занавес, и все оставалось только в памяти, ощущении. Описание, пересказ, анализ - это уже из области таланта рассказчика. Кино могло сниматься и снималось годами, театр - это один вечер, живой и с живыми. Три часа. Спектакль - это прекрасный цветок, который опадает ночью, и никто уже не расскажет, насколько он был прекрасен вечером. Артист в театре - живой человек. У него может быть разное настроение, есть нервы, здоровье, внешний вид. И все же, бывают такие артисты, которые с первого выхода сразу приковывают к себе внимание и дают почувствовать, что перед вами не ординарное явление, а из ряда вон выходящая индивидуальность. Андрей Миронов был именно таким артистом - все дышало в нем благородством: и его импозантная внешность, и манера держать себя. Когда Миронов появлялся на сцене, то вносил с собой радостное оживление, свет, точно зажигалась масса огней. Артист большого интеллекта, большой культуры, он умел тонко вытачивать каждую свою роль и детально ее прорабатывать.
Когда Андрей Миронов женился, мама несколько ночей проплакала в подушку, казалось - жизнь кончена, казалось, что ее предали. А потом - все отболело, все простилось - остались лишь хорошие воспоминания. Воспоминания об удивительной душе человеке - простом, добром и отзывчивом, с которым ей посчастливилось дружить. И сейчас, спустя столько лет после смерти Миронова, в каком бы настроении мама ни была, стоит ей услышать по радио одну из его песен, или увидеть на экране знакомую до боли улыбку и чуть грустные мироновские глаза, она просто преображается.
Константин Шаронин, 2008 г.
|