Этот сайт открыт в 2006 году. Сначала он был виртуальным общественным проектом, а с 2009 года обрел статус официального. Его участников, живущих в разных городах и даже в разных странах, объединила любовь и глубоко личностное отношение к творчеству Андрея Александровича Миронова — светлого человека, гениального русского актера, которого уже более двадцати пяти лет нет с нами, и кто, тем не менее, не потерял ни известности, ни популярности. Напротив: с каждым годом осознание уникальности его личности и таланта растет.
Весь материал собран участниками проекта: оцифрованы ТВ передачи, записи с пластинок и CD, кадры из фильмов; отсканированы фотографии из журналов, газет и книг (более 500); собран наиболее детальный и полный список фильмов и фильмов-спектаклей (61), театральных спектаклей (30), телевизионных передач и видео-материалов с участием Андрея Миронова, а также песен в его исполнении (более 120).
Мы хотим дать возможность посетителям сайта общаться между собой, обмениваться материалами (тексты, аудио, видео), обсуждать творчество Андрея Миронова, ибо пока артиста помнят — он жив.
Все материалы сайта имеют законных владельцев и предназначены для некоммерческого использования. Ссылка на сайт при их использовании обязательна!
Пресса об Андрее Миронове Статья. «Горизонты актёра», 1975
Андрей Миронов, очевидно, не без оснований имеет репутацию артиста предельно современного. Он универсален. Психологизм и гротеск, ирония и эксцентрика, публицистика и сатира — ему доступны все жанры, особенно если они связаны с музыкой и пластикой, в которых Миронов так же профессионален и точен, как в слове и действии. Все это сразу привлекло к нему внимание, артист стал популярным, его охотно приглашают в кино и на телевидение.
Но с некоторых пор кое-что в его творческой судьбе стало тревожить. Глубокий и тонкий актер, Миронов часто поет и танцует на сцене и на экране. Значительно реже думает. Разнообразие обернулось узостью, универсализм стал чем-то вроде амплуа. Претензий к актеру не было — он все делает хорошо. Появилось, однако, сожаление по поводу расточительности, позволяющей так однобоко эксплуатировать талант актера.
Все же в театре, в таких ролях, как Фигаро и особенно Всеволод («У времени в плену»), были у Миронова и моменты раздумий, и насыщенные паузы, и драматические кульминации. Но в телевизионных спектаклях («Лев Гурыч Синичкин», «Соломенная шляпка») актер использовался прямолинейно и однопланово.
И тем не менее именно телевидение вернуло сегодняшнему Миронову авторитет артиста психологического. Две роли — Борис Андреевич в спектакле «Возвращение» по повести И. Тургенева «Два приятеля» и Грушницкий в «Страницах журнала Печорина» по «Герою нашего времени» М. Лермонтова — в высшей степени убедительное тому доказательство.
С первых же тактов спектакля «Возвращение» (режиссер П. Резников) в ровности лишенных интонационного разнообразия диалогов мироновского героя услышалась давно знакомая в русской литературе и каждый раз особенная мелодия — тема одиночества человека в мире, тема внутренней опустошенности, мотив несостоявшейся личности.
Человек определенно незаурядный, Борис Андреевич, каким его играет Миронов, — жертва тогдашней убогой российской действительности. Душевная инертность, ощущение бессмысленности жизни — его сущность. Герой Миронова даже не ищет выхода в большую жизнь, он отдает себя на волю друга. Его драма — это драма безволия, внутренней нерешительности и в конечном счете — неспособности к активным поступкам.
Только раз проявит он собственную волю — в выборе жены, и тогда ему покажется, что он нашел смысл жизни — в любви. Он пробудится от спячки, но лишь на мгновение, и снова — скука, невыносимая скука парализует его волю, лишит его силы сопротивления пошлости жизни. И вот он ранен в сердце, убит...
Миронов прочитал повесть Тургенева глубоко и сложно, сыграл Бориса Андреевича своеобразно и тонко. Раскрывая мягкость, нерешительность, душевную деликатность своего героя, Миронов доводит краски образа до того предела, где они оборачиваются своей противоположностью — внутренней инертностью и безволием, перестают быть индивидуальными свойствами одного человека и становятся категориями, важными для всех людей. Это делает смерть героя фактом крушения личности. Человек одаренный и умный, но лишенный воли и способности к действию, он вызывает не только наше искреннее сочувствие, но и досаду.
В другом телевизионном спектакле — «Страницы журнала Печорина» (режиссер А. Эфрос) — Миронов создал в некотором смысле антитезу Бориса Андреевича: он сыграл трагедию заурядности. Его Грушницкий — обаятельный и жизнерадостный человек поначалу — захочет стать Печориным. Он покажется себе загадочным и сложным, поверит в свою избранность. И будет хвастливо и даже чуть покровительственно разговаривать с другом о Лиговских, и будет нетерпеливо дожидаться нового мундира, и дважды любовно погладит пальцем эполеты Печорина, мечтая о таких же. А когда получит, они сразу дадут ему уверенность в жизни и тон его станет иным, чем прежде. Он искренне верит в силу мундира, так же как верит в любовь к себе Мэри. Он вообще очень искренний человек, но его представления о мире наивны, он никак не может проникнуть в непростые и алогичные, с его точки прения, закономерности жизни. Порой какая-то неосознанная им самим тревога мелькает в его взгляде, когда он разговаривает с Печориным, но только на мгновение, и только пока у него нет эполет.
Трагедия Грушницкого началась в тот момент, когда он поверил в свою незаурядность. Так своеобразно обернулась у героя Миронова извечная трагедия разлада между мечтой и действительностью. Между представлением человека о себе и тем. что он есть на самом деле.
Только когда он окажется на краю пропасти, под дулом пистолета, поймет Грушницкий все. И здесь Миронов сыграет свою лучшую в последние годы сцену. Пауза, пока его герой ожидает смерти, момент прозрения станет и моментом его человеческого возвышения. Он испугается смерти и станет самим собой. И на глазах его появятся слезы, и ему будет больно расставаться с собственной жизнью, которую так подло поставили под пулю, сделав его оружием в игре. Но он не попросит пощады, проявит мужество и сумеет умереть достойно. И выстрел Печорина будет оправданием этого Грушницкого — в смерти своей он стал тем, чем не сумел стать при жизни. В смерти он станет таким, каким представлял себя в мечтах...
Две роли Андрея Миронова говорят о больших возможностях этого артиста, которые пока, к сожалению, редко используются. |
|