Этот сайт открыт в 2006 году. Сначала он был виртуальным общественным проектом, а с 2009 года обрел статус официального. Его участников, живущих в разных городах и даже в разных странах, объединила любовь и глубоко личностное отношение к творчеству Андрея Александровича Миронова — светлого человека, гениального русского актера, которого уже более двадцати пяти лет нет с нами, и кто, тем не менее, не потерял ни известности, ни популярности. Напротив: с каждым годом осознание уникальности его личности и таланта растет.
Весь материал собран участниками проекта: оцифрованы ТВ передачи, записи с пластинок и CD, кадры из фильмов; отсканированы фотографии из журналов, газет и книг (более 500); собран наиболее детальный и полный список фильмов и фильмов-спектаклей (61), театральных спектаклей (30), телевизионных передач и видео-материалов с участием Андрея Миронова, а также песен в его исполнении (более 120).
Мы хотим дать возможность посетителям сайта общаться между собой, обмениваться материалами (тексты, аудио, видео), обсуждать творчество Андрея Миронова, ибо пока артиста помнят — он жив.
Все материалы сайта имеют законных владельцев и предназначены для некоммерческого использования. Ссылка на сайт при их использовании обязательна!
Пресса об Андрее Миронове Рецензия. «Бремя решения», 1986
ШАГ НАВСТРЕЧУ
Октябрь 1962 года. Карибский кризис.
Какое решение примет в эти тревожные для всего человечества дни президент США Джон Кеннеди?
Об этом рассказывает новый спектакль Московского театра сатиры «Бремя решения» Ф. Бурлацкого.
22 ноября 1963 года в 12 часов 30 минут в Далласе был убит 35-й президент США Джон Фицджералд Кеннеди. В финале спектакля «Бремя решения» Ф. Бурлацкого, поставленного В. Плучеком, режиссер и Андрей Миронов, исполняющий роль президента, как бы превращают реального героя в трагический символ: его лицо в слепящем луче прожектора превратится в маску, в его глазах застынет выражение скорби от несбывшихся надежд. Надежд, за которые приходится платить жизнью.
Федор Бурлацкий, известный советский политолог, ученый и публицист, писал о Джоне Кеннеди и о времени его президентства — всем знакомы его статьи в «Литературной газете». В его недавней книге «Военные игры», посвященной внешней политике США, есть страницы и о Карибском кризисе, о драматичнейших событиях октября 1962 года, когда мир был как никогда близок к ядерной катастрофе. Бурлацкому хорошо известна глубина противоречий личности президента Кеннеди — это при нем началась война во Вьетнаме и Лаосе, это он не посмел остановить вторжение на Кубу в заливе Кочинос, это при его активном содействии в Америке разразился истеричный «бум» по строительству атомных убежищ от советских ядерных ракет. Но ему известно и другое — в начале 60-х именно при президенте Кеннеди в политике США стало проявляться понимание того, что имперские амбиции могут привести к уничтожению рода человеческого, к исчезновению жизни на нашей планете.
«Бремя решения»— документальная драма. Писатель дает волю воображению, но оно обуздано десятками изученных томов, среди которых самые известные — мемуары ближайшего помощника президента Т. Соренсена, книга о карибском кризисе Роберта Кеннеди, воспоминания Пьера Селинджера.
В сегодняшнем политическом бытии легенда Джона Кеннеди волнует драматурга не меньше, чем подлинная его биография и судьба. Образ президента США, набравшегося мужества заявить, что мир на планете выше прочих ценностей, которые он может даровать своему народу, . это образ-надежда, которая должна превратиться в действительность перед лицом тотального уничтожения. При этом автор пьесы не расстается с горькой, тревожной почвой правды: любой президент США отстаивает позиции своего класса, испытывает давление могущественных сил, для которых конфронтация с СССР — главнейшее условие удовлетворения материальных и моральных притязаний.
«Бремя решения» — не вполне привычная для нашей сцены пьеса. Ее сухой, жесткий язык, в котором больше дипломатических и военных терминов, чем метафор. Ее публицистическая дидактика, требующая от исполнителей верности авторской мысли в большей степени, чем эмоциональной логике жизни персонажей, политический пафос, что бьется в каждом ее слове, ставят артистов в непростое положение. Как и то обстоятельство, что им приходится играть вполне конкретных людей из руководства США, многие из которых живы и поныне, хорошо знакомы зрителям по десяткам, сотням фотоснимков и кадров кинохроники. Достаточно прочесть список действующих лиц и их исполнителей, чтобы понять, сколь трудно популярным актерам Театра сатиры играть эти роли: ведь своя биография, свой образ здесь не только у персонажей драмы Бурлацкого, у артистов тоже. Судите сами: Джон Кеннеди — А. Миронов, Роберт Кеннеди — Ю. Васильев, Жаклин Кеннеди — Р. Этуш, Пьер Селинджер, пресс-секретарь Белого дома,— А. Ширвиндт, Роберт Макнамара, министр обороны,— М. Державин, Эдгар Гувер, руководитель ФБР,— Г. Менглет, генерал Тэйлор, председатель объединенного комитета начальников штабов,— С. Мишулин, генерал Пауэр — 3. Высоковский, Александр Фокин, советник посольства СССР в США.— Р. Ткачук и т. д., и т. п. За исключением вымышленного героя Р. Ткачука, все прочие — вплоть до певца Фрэнка Синатры (А. Диденко) — вполне реальные и знакомые люди.
Конечно, можно было разыграть события, что случились в Овальном зале Белого дома 26, 27 и 28 октября 1962 года, когда «кризисная группа», созданная президентом, решала, как ответить на размещение советских ракет средней дальности на Кубе (они оказались там, как известно, из-за постоянной угрозы американского вторжения на остров Свободы, и из-за размещения аналогичных ракет на военных базах США в Турции) — в духе «деловой игры». Но В. Плучек повел своих артистов путем куда как более сложным: ему было важно, чтобы решение конфликта поистине всемирно-исторического значения — а карибский кризис был именно таким событием — вырастало из столкновений интеллектов, характеров, политических позиций живых людей. Режиссер не мог не понимать риска, на который он шел,— принципы психологического портретирования не распространены в пьесе на многих персонажей —у Макнамары (М. Державин) или у вице-президента Линдона Джонсона (В. Ушаков) в тексте всего лишь несколько реплик. Законы, которые ставил над собой драматург, на мой взгляд, несколько отличны от тех, что поставлены над собой режиссером, который пожертвовал жесткими темпо-ритмами, и поэтому спектаклю недостает энергии, существующей в пьесе. Но, пожалуй, В. Плучек доказал право по-своему распорядиться пьесой. Несмотря на досадные просчеты отдельных артистов, которые, как С. Мишулин, например, используют уцененные штампы эстрадной сатиры полувековой давности,— режиссер стремился не только продемонстрировать политическую логику поступков персонажей, но и помочь нам понять, почувствовать важную истину: конечно, «политика делает людей», но и политику делают люди. А у них, помимо выраженной социальной позиции, есть и груз общечеловеческих забот, есть представления о высших ценностях человеческого бытия, среди которых мир и жизнь — наиважнейшие.
В самом подходе к материалу театр пытается воссоздать героев многомерно, объемно. И лучшие актерские работы этого спектакля — Кеннеди Андрея Миронова, Гувер Георгия Менглета и некоторые другие — подтверждение этому.
Ни автор пьесы, ни театр не скрывают актуального значения своей работы. Это и невозможно. После женевской встречи в верхах, после январского Заявления Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева у мира появился новый шанс, шанс на то, что мы вступим в третье тысячелетие без войн и ядерного оружия. Конечно, за четверть века, что прошли со времени карибского кризиса, многое переменилось. Но мы не должны, не имеем права забывать о том, что в один из самых критических моментов человеческой истории СССР и США прошли свою половину пути навстречу друг другу и сохранили жизнь на земле. Бремя решения породило высшую ответственность и высшую мудрость.
После женевской встречи в верхах на американских зрителей в конце 1985 и в начале 1986 года с новой силой обрушились бесчисленные поделки «массовой культуры», пугающие советской угрозой, изображающие советских людей кровожадными варварами.
...В центре Москвы в одном из лучших театров столицы состоялась премьера, рассказывающая о 35-м президенте США, сумевшем в решающий момент сказать «нет» военно-промышленному комплексу и заявившем о необходимости искать новых путей в отношениях с СССР, путей взаимовыгодного сотрудничества, а не конфронтации. И в этом — политическая актуальность и ценность спектакля, в котором живет надежда человечества на возможность предотвращения ядерного апокалипсиса.
Шаг навстречу...
М. ШВЫДКОЙ |
|